Форум » Всякая всячина » Громница » Ответить

Громница

Ероха: Здравия! кто что знает о Громнице пишите инфы очень мало о празднике сем!

Ответов - 8

Лихобор: Ероха Я могу ошибаться, но по моему, это новодельный праздник. В источниках по этнографии я его не нашёл.

Ероха: Лихобор пишет: Ероха Я могу ошибаться, но по моему, это новодельный праздник. В источниках по этнографии я его не нашёл. Благо Дарю и за это! задавал сей вопрос на в-к там вообще ничего не ответили.

izwerg: сомневаю, что кто-то знает больше того, что выдает гугл...


Ероха: izwerg пишет: сомневаю, что кто-то знает больше того, что выдает гугл... Извини а кто это гугл...?

Мирослав: http://google.com

Лихобор: izwerg Говорил с народом, сказали шукать данные по белорусскому фольклору.

izwerg: Лихобор, хм, попробую пошукать. глядишь, нашукаю чего-нить =))

Прохожий: Нашукал в инете. Перелом Зимы. Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Громница (или «Громницы») – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. У разных славянских народов Громница известна под различными именами. У русских и белорусов этот праздник зовётся «Громница», у поляков – день «Maryi gromnicznej», у чехов – «Hromnice». Лужичане именуют его «sveckovnica Maria», хорваты – «svecna Marije», словене – «svetio Marine». В сербских землях этот святодень известен как «Свjетло». Как явствует из приведённых названий, повсюду славяне связывают Громницу с Громом, Светом или свечами… Отмечается Громница в начале месяца лютня ( 2 февраля) и знаменует собой Перелом Зимы, начало конца Времени Мары… В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне.. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры - зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются - толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы. В «народном христианстве» этот святодень известен как «Сретение». Народная традиция сохранила изначальный смысл праздника, о чём красноречиво свидетельствуют народные поговорки: «В Сретенье зима с летом встретились», «На Сретенье зима с весной встретились впервой», «На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает»… Как видим, суть праздника всё та же: борьба сил Весны и Зимы. Великий Перелом. Славянские сказы. Каждый традиционный праздник неразрывно связан с каким-либо мифом, выражающим его суть. Не зная мифа, невозможно в полной мере понять смысл праздника и сопровождающих его обрядов. Вот что говорят о Громнице славянские сказы: «…Рекут, есть в начале месяца лютеня день, когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной, и происходит меж ними великая битва – тьмы и хлада со светом и теплом. И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил – Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу на Капище Перуновом, речёт слово вещее…» Некоторые современные родноверы почитают на Громницу не Перуна, а женское громовое Божество, именуемое Молоньицей(Маланьица) (то есть Молнией; в русской сказке «Кузьма Скоробогатый» говорится: «… едут царь Огонь и царица Молоньица») или Додолой. «Додола – в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Додола — жена громовержца. Пожалуй, теперь уже нельзя точно определить, кого именно почитали на Громницу наши Предки – Громовержца-Перуна или Додолу-Молоньицу. Но, так или иначе, этот святодень был посвящён Божеству Грома. А суть мифа о борьбе сил Зимы и Весны не меняется от замены в нём Перуна на Додолу… Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как ярая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Молоньицу за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну. «Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, Правь воеводит; Дива в лесах, Крышень - в небесах. Сойди к славянам Молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба – Сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли – Не лиши нас доли! Сойди громливо, Сойди счастливо, Сойди красиво – Честным людям на диво! Додола славна, На надежду дана!» Громничная свеча. Главный атрибут праздника Громницы это, несомненно, громничная свеча – мощный оберег, используемый в самых различных областях человеческой жизни. Некоторые считают, что свечи появились только после христианизации славян, однако я не вижу никаких оснований для этого утверждения. Ведь воск прекрасно был известен нашим Предкам (занимавшимся бортничеством) задолго до появления в славянских землях первых христиан, само же слово «свеча» – славянского, а не чужеродного происхождения. В этот день хозяином с утра изготовлялась свеча, желательно из своего воска. Длинна ее несколько более сорока сантиметров. К полудню она освящалась жрецом. Если для этого ее надо было выносить из дома, то ее несли скрытно - брали в рукав или заворачивали в ткань. Того, у кого огонь не гас, а расплавленный воск падал на руку тремя каплями, согласно поверью, ожидало счастье. Дома проводился семейный обережный обряд «огненного крещения» (равносторонний крест, прямой или косой – древний символ Огня): глава семьи подпаливал волосы вдоль и поперёк (прямым крестом) – сначала себе, а затем – домочадцам. Затем в доме настилали на стол и готовились к трапезе, а хозяин уходил в хлев, где так же крестил стены и скот. После этого, свеча устанавливалась посреди стола. По треску свечи решали - будет ли лето спокойное или будет много гроз. После трапезы, свечу гасили и прятали в божницу, за идолов или же где-нибудь в дальнем углу дома (иногда – хранили в амбаре или разламывали на куски и раскладывали в хлевах для оберегания скота). Доставали её лишь по очень важным поводам: когда шли свататься, при родах, во время грозы, давали человеку при смерти (для облегчения ухода на Тот Свет), во время поминовения Предков. Воск громницы использовали как лекарство, её носили как оберег, выносили на поля во время посева и жатвы… Дожигали свечу почти через год, на коляду, если свеча все же не догорала, то ее воск переплавлялся на следующую свечу. Громовая свеча не только была как бы ипостасью Громовика и отгоняла от себя нечисть. Она еще охраняла дом от молнии в летнее время, и в течении всего года была документом - хранителем договора с Громовиком. Идея этого договора как раз и проходила через наговор жреца, который делался на воск, на свечу и на ее пламя. Народные приметы. С праздником Громницы (как и со всяким святоднём Кологода) связано множество примет. «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет». «Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная». «Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне». «Коли на Сретение солнце перед заходом из-под тучи выглянет и как бы улыбнется напоследок — крепких морозов уже, наверное, не будет».



полная версия страницы